Заценил два совершенно культовых фильма про космические дали: «Космическая одиссея 2001» Кубрика и «Солярис» Тарковского.
То странное чувство, когда хочется сказать: «что за хрень я посмотрел?», но культовость обеих картин при их совершенно отличных (друг от друга) сюжетах и постановках буквально давит. Закрадывается мысль о не том возрасте, о «недорос до понимания». На самом деле вполне допускаю — возможно, лет через 20 я случайно пересмотрю эти фильмы, и они тронут меня за нужные струны. Однако, сейчас я просто запишу то, как я вижу эти два фильма сегодня.
Одиссея. Начинается совершенно фантастически. Совершенно прекрасные сцены про космос и людей в нем. Куча по-настоящему НФ’ных мелочей создают иллюзию просмотра самой настоящей научной фантастики. Но в середине фильма, когда ИИ начинает выпиливать людей, всё ломается к чертям собачьим. Собственно, до этого момента уже появляются вопросы, типа какого хрена миссия такая секретная, и почему большая половина экипажа в криокапсулах? Последнее объясняется секретностью миссии вроде как, но причем тут это? Ну да ладно, люди пока спят не нуждаются в хавке, так что эта ситуация более-менее реалистично выглядит. Но вот поведение ИИ вообще непонятно! Он единственный знает цель миссии, которую должен сообщить экипажу по прибытии на место — чтооооо? Это что за прометей такой? Нахрена так делать? Кто и за какие коврижки на такое повелся бы? Какие ученые полетят фиг знает в какую даль без понимания — нахрена? Дикая натяжка как по мне. Ну и выпиливание людей бортовым компом не объясняется вообще никак. Вот захотел и выпилил. Причем строго говоря для сюжета, если таковой в фильме вообще можно вычленить, это событие вообще не имеет значения. Ну и занавесом является совершенная дичь в конце — с глюками, музыкой и младенцем в пузыре, символизирующем новый виток эволюции человека. Последнее я честно подсмотрел в вики, потому что если смотреть на все невооруженным глазом, то выглядит происходящее как бред наркомана и по мне — им и является. Весь сюжет двух-с-половиной-часового фильма — люди трогают черную плиту и эволюционируют, а где-то в середине ИИ бессмысленно выпиливает команду космолета. Всё. Что за плита? Почему ИИ сбрендил? Что случилось с гг и к чему вообще все показанное? А фиг знает — никаких ответов.
Солярис. Хочется сравнить эти два фильма, но на самом деле они дико разные. На этот раз у нас вроде как есть сюжет — гг-ученый прется на космическую станцию, чтобы понять что на ней происходит. На станции тусуются 3 человека, которые шлют поехавшие репорты, так что непонятно что там творится. Тут вопросы начинаются прям сразу. Во-первых гг летит на станцию один. Во-вторых, он прощается с отцом, что как бы намекает, что перелет видимо очень долгий и отца гг уже не увидит. И как, спрашивается, герой летит до станции? То есть если она невероятно далеко, как он вообще до нее добрался, поруливая своим… эээ… микрокосмолетом? Да он даже не постарел! Такое чувство что солярис в паре часов езды от дома, но нафига тогда вся эта драма с прощанием с родителями?.. Ну ок, прибыл герой на базу. На базе три бомжа, один из которых успешно самоубился еще до прибытия гг, остальные упорно играют душевнобольных. Но делают это очень непостоянно, периодически вспоминая что они ученые и трезво растолковывая происходящее. Причем гг постепенно также начинает съезжать с катушек, хотя по факту Солярис всего-лишь сгенерил ему умершую жену, и герой с этим, в общем-то, быстро свыкается и даже трахает ее! То есть после такого как-то слабо верится в его душевные терзания, потому что терзаться-то не из-за чего: герой или принимает жену и живет счастливо, или вспоминает что он ученый и исследует жену как некий научный объект посредством которого Солярис пытается общаться… ну или чего он там пытается. Но вместо этого герой начинает переживать и наркоманить невероятно фальшиво и на камеру, потому что Тарковский явно снимал какую-то драму про «я твоя жена, но не твоя и не жена; а я твой не-муж и виноват что не-ты умерла». Хотя на самом деле вики цитирует Тарковского:
Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.
Но нет же! Нет! Безусловно, эта тема проскальзывает в фильме, но я никак не могу сказать что ей уделяется больше пары небольших фрагментов! В основном же это страдания то главгера, то его псевдожены. После потрахушек, да. Алсо, нам вообще не говорят и не показывают толком какие образы донимали остальных членов этой ученой команды, то есть фактически невозможно даже попытаться додумать чего же хотел Солярис от этой шайки так называемых ученых. «- Вот вам два центральных героя, смотрите как они страдают», — как бы говорит нам Тарковский. А, ну и финал, конечно, тоже офигенный — герой остается на Солярисе, окруженный иллюзией того, что он дома. Чтоооооо????? Он туда летел пять минут! Солярная жена кончилась! Хочется домой к родителям — садись в пепелац и дуй на Землю! Хочешь изучать Солярис? Где намек на изучение? Как герой общается с иллюзиями нам уже показали! Я даже не знаю как бы обозначил мораль фильма, как увидел ее я. Что-то типа «нахрен этот сложный мир, давайте дунем и растворимся в красивых глюках».
Однако несмотря на это, Солярис безусловно выигрывает у Одиссеи в сюжетном плане. А Одиссея, в свою очередь, просто размазывает Солярис бережным отношением к показу космоса. Но тут штука в чем — Одиссея делает упор на визуал, на картинку, именно на то что и как в фильме показано — сюжета-то как такового нет. Солярис напротив — специализируется на сюжете и взаимоотношениях, так что ему можно простить определенные весьма сильные упрощения… Впрочем, если подумать, из-за этого страдает и сюжет тоже… В общем черт его знает как сравнивать эти два фильма. Вполне вероятно что я, пытаясь их осмыслить, вообще захожу не с тех сторон, так что сегодня обойдусь без выставления оценок. В конце концов я написал свои мысли просто чтобы иметь возможность вернуться к ним лет через… хотя бы десять, если завтра мне на голову кирпич не уронят, конечно ) Но скажу так — на сегодняшний момент оценки были бы низкими, все же визуал без сюжета против просто плохого сюжета без визуала… вообще не канает.
В Солярисе кроме фильма надо книгу читать =) Вот там объясняется, что давал Солярис остальным и зачем надо было связаться с ним напрямую =). И этику они должны были принести в него. Он пытался поговорить с ними при помощи их желаний, а они в основном были сексуальные и настолько постыдные, как им самим казалось, что проще застрелиться, столкнувшись с ними наяву или больше никому не показывать. У гг в этом плане желание воссоединиться с женой из всех самое невинное было =) Ну вот это и затрудняло понимание Солярисом этики землян. И они его вполне могли испортить =)
Про книгу ваще не отмазка. У обоих фильмов есть первоисточник, и оба режиссера упороли сюжеты так, что они стали несамодостаточными. А когда я смотрю фильм, я обязан понимать сюжет безо всяких там книг или комиксов, и если альтрон дебил и сосет, мне ваще пофиг что там было в комиксах. И я хз что там было в солярисе, но я отлично понимаю Лема, который остался недоволен экранизацией и посрался с Тарковским на этой почве )
в фильме вообще-то когда чуваки обсуждают, что им дал Солярис и от чего повеситься хочется, они все равно это озвучивают. Они смотрели на самое скрываемое и им было стыдно и тошно, хотя казалось бы, они об этом мечтали. А гг взял и рассказал Солярису о семейных ценностях, понятии «Родина» и прочей фигне. Все эти нейтрино-структуры они не для ублажения героев были, они чтоб общаться. Это как повторяемые за носителем слова.
Но ничего из этого не было показано! То есть фактически все герои говорят зрителю «вах, баюс!», а зритель должен просто это принять. А это по сути основа фильма, основа мотивации героев. А в эту основу фильм предлагает просто поверить. И нафиг тогда вообще фильм, если он не показывает? К тому же то что БЫЛО показано заставляет думать что на самом деле там чуть ли не дикий рай, где ни что не истинно и все дозволено прям. Общение с солярисом показано? Нет. Зато показано что герой хотел жену — получил жену, и даже лучше — ее идеализированную копию. И был счастлив!… Подробнее »